Готовимся к проверке по охране труда

Как подготовиться к проверке по охране труда?

Готовимся к проверке по охране труда

Профессионально и быстро подготовим организацию к проведению проверок по охране труда.

Сроки и стоимость определяются объемом необходимых работ.

Общие сведения проведения проверок

Проверки по охране труда на предприятиях и в организациях проводятся государственной инспекцией по труду. В некоторых случаях проверки также возможны и со стороны прокуратуры, Ростехнадзора или Роспотребнадзора.

По форме проведения они разделяются на плановые и внеплановые проверки. Узнать о проведении плановой проверки можно в утвержденном плане проверок, располагающемся в сети интернет на сайте Генпрокуратуры — ФГИС «Единый реестр проверок». Такие проверки проводятся с частотой 1 раз в три года.

Сложнее обстоят дела с внеплановыми проверками, которые могут проводиться на предприятии гораздо чаще и зависеть от периодичности поступления жалоб в инспекцию по труду от сотрудников данного предприятия. Также проведение внеплановых проверок возможно при расследовании несчастных случаев на производстве или по распоряжению надзорных органов. Еще одним поводом для проведения внеплановой проверки может стать контроль исполнения предписаний, выданных организации в ходе предшествующей проверки, утвержденной по графику.

Чем регламентируются проверки по охране труда?

Проверка проводится согласно Закону №294-ФЗ, который также регламентирует и сроки проведения проверок на предприятии. Опираясь на содержание вышеуказанного закона, продолжительность проверки не превышает установленный срок в 20 рабочих дней. В ряде случаев возможны исключения. Она может быть продлена, но не более чем на 20 дней (например, в случае проведения дополнительных анализов или исследований).

Результаты проверки оформляются в виде акта, один экземпляр которого в обязательном порядке предоставляется руководителю предприятия или его представителю.

Важным является то, что основанием для проведения проверки выступает приказ, в котором отображаются предмет и объект проверки. На их основании инспектором и будет запрошена документация. Не относящаяся к предмету проверки документация, согласно статьи 20 вышеуказанного закона, проверяемой организацией не предоставляется.

Проверки могут быть как выездными, так и документарными. Законодательным основанием для проведения проверок по охране труда в первую очередь является соблюдение работодателем трудовых отношений согласно. Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 г.

Перечень необходимых документов по охране труда, запрашиваемых в ходе документарной проверки

Как и в ходе любой другой проверки, контролирующими организациями, в ходе проверки по охране труда может быть запрошен перечень документов, разработанных предприятием в данной области. Основными документами, касающимися сферы организации системы охраны труда на предприятия, и которые могут быть запрошены в ходе проверки, являются:

  1. В первую очередь это положение о службе охраны труда (для предприятий, численность работников которых более 50 человек), разрабатываемое согласно ст. 217 ТК РФ.
  2. Далее предоставляется приказ о назначении инженера по охране труда, либо о возложении таковых обязанностей на одного из сотрудников предприятия, что также соответствует требования ст. 217 ТК РФ.
  3. Утвержденная руководителем предприятия должностная инструкция инженера по охране труда (основанием выступает постановление Минтруда №10 от 22.01.01).
  4. Сведения об ответственных сотрудниках и руководителях, прошедших обучение по охране труда на основании требований статьи 225 ТК РФ.
  5. Данные материалов аттестации рабочих мест с приложенными к ним протоколами замеров физических воздействий (ст. 212 ТК РФ).
  6. На основании ст. 212 ТК РФ на предприятии также в обязательном порядке должна быть разработана программа и инструкция вводного инструктажа. Кроме того, на предприятии должен находится пронумерованный, прошнурованный и закрепленный печатью предприятия журнал регистрации вводного инструктажа, который также необходимо предоставить по запросу инспектора (ст. 212 и 225 ТК РФ).
  7. Разработанные на предприятии, на основании ст. 212 ТК РФ инструктажи, в число которых входит: инструкция по охране труда, инструкции по профессиям и видам работ, по электробезопасности на 1 группу. Проверяющему предоставляется как перечень таких инструкций, так и их содержание. Также предоставляется и журнал регистрации инструктажей, проводимых на рабочем месте (согласно ст. 225 ТК РФ). Помимо этого, может быть запрошен журнал учета вышеперечисленных инструкций или журнал выдачи их сотрудникам организации.
  8. Кроме того, может быть проверено наличие на предприятии необходимой литературы по охране труда, включающей в себя законодательные акты, стандарты и правила.
  9. Сведения о СИЗ, применяемых работниками предприятия – их перечень, личная карточка каждого работника, журнал учета выдачи СИЗ (ст.131 Пост. Минтруда России №51 от 18.12.98 г).

Источник: https://sot3.ru/proverki-rosprirodnadzora/kak-podgotovitsya-k-proverke-po-okhrane-truda

Помощь по подготовке к проверке по охране труда, адвокат Ермаков А.А

Готовимся к проверке по охране труда

/ Помощь адвоката юридическим лицам / Подготовка к проверке по охране труда

Подготовка к проверке по охране труда должна проводиться заблаговременно и с участием квалифицированного специалиста. Я, адвокат Алексей Алексеевич Ермаков, проведу целый комплекс мероприятий, чтобы визит инспектора не стал неожиданностью и прошел безболезненно. Знание нюансов трудового законодательства и многолетний опыт работы позволяют мне прогнозировать благополучное окончание проверки.

Читайте также  Проверка накладной в ЕГАИС по ТТН

 

При расследовании несчастного случая комиссии (государственному инспектору труда) может быть затруднительно дать оценку соответствия СУОТ в целом у работодателя, включая соблюдение всех процедур:

а) политика работодателя в области охраны труда;

б) цели работодателя в области охраны труда;

в) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);

г) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее – процедуры), включая:

– процедуру подготовки работников по охране труда;

– процедуру организации и проведения оценки условий труда;

– процедуры по управлению профессиональными рисками;

– процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;

– процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

– процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;

– процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

– процедуру обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;

– процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;

д) планирование мероприятий по реализации процедур;

е) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;

ж) планирование улучшений функционирования СУОТ;

з) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;

и) управление документами СУОТ.

 

Таким образом, появляется необходимость проверки всей СУОТ у работодателя, что реализуется через проведение внеплановой проверки в связи с несчастным случаем с применением Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования СУОТ.

 

Инициирование внеплановой проверки осуществляется в соответствии с разделом 7 Методических рекомендаций по расследованию несчастных случаев, утвержденных 14.08.2017 уполномоченным должностным лицом Федеральной службы по труду и занятости.

Как проходит подготовка к проверке?

Перед проверкой государственной инспекции труда адвокат проводит следующие мероприятия:

  • Анализ и приведение в порядок документов, которые затребует представитель контролирующего органа (приоритетными являются документы, связанные с нарушением законодательства о труде, трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права);
  • Помощь в оформлении и получении недостающей документации по охране труда;
  • Корректировка существующих документов, устранение неточностей;
  • Консультирование по правам и обязанностям сотрудников, работодателя и инспектора труда, порядку проведения и действиям персонала в период проверки;
  • Предоставление списка вопросов, часто задаваемых контролирующими органами, и обсуждение ответов на них;
  • Выявление нарушений различного характера, за которые предусмотрены штрафы.

Подготовительные мероприятия проводятся максимально быстро. Ваше предприятие будет работать в обычном режиме без ущерба производительности и дискомфорта для персонала. Цена за квалифицированную юридическую помощь адвоката по подготовке к проверке по охране труда зависит от объема работ, текущего состояния дел в организации и сложности задачи.

Проверьте документы Вашего предприятия на соответствие:

1. Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда Трудового кодекса РФ – создание и функционирование системы управления охраной труда (абз. 3 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

2. Приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»

п.2 Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

3. Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда» В целях обеспечения единообразного подхода к осуществлению государственными инспекторами труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации проверки создания системы управления охраной труда у работодателя и её функционирования при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастными случаями

Записаться на прием к адвокату Ермакову Алексею Алексеевичу можно по телефону +7 (985) 776-21-85 или воспользовавшись формой на сайте. Первичная консультация в офисе проводится бесплатно. При заключении договора выполняется неоднократный выезд на объект в Москве и области.

  “Разработаю Систему управления охраной труда с учетом специфики деятельности работодателя, включая процедуры по управления профессиональными рисками. Создам реестр опасностей и рисков. Помогу внедрить.”

Как происходит работа?

звоните
нам

планируем
встречу

встречаемся
в офисе

заключаем
договор

выполняем
работу

отдаём
результат

Также рекомендуем: Вред причиненный источником повышенной опасности Участие в проверке по охране труда и пожарной безопасности

Ермаков А.А.

 

Источник: https://aaermakov.ru/yuridicheskim-licam/podgotovka-k-proverke-po-ohrane-truda

Готовимся к проверке инспектора труда | «Гарант-Сервис» г. Владимир

Готовимся к проверке по охране труда

Как проходят проверки, проводимые трудовой инспекцией? Какими полномочиями обладают государственные инспекторы труда? Какая ответственность грозит проверяемым организациям в случае выявления нарушений? Руководители государственных и муниципальных учреждений нередко задаются этими вопросами только тогда, когда получают извещение о предстоящем визите инспектора. Между тем нарушения в сфере трудового законодательства и законодательства об охране труда проверяющие обнаруживают у большинства организаций.

Органом, контролирующим соблюдение законодательства о труде и его охране, а также соблюдение защиты трудовых прав граждан (включая право на безопасные условия труда), является Федеральная инспекция труда (ст. 353, 354, 356 ТК РФ), которая в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства РФ и иными действующими правовыми актами. Входящие в состав федеральной системы государственные инспекции труда могут применять любые нормы трудового права, относящиеся к сфере их надзора.

Читайте также  Какой максимальный срок плановой проверки трудовых инспекторов?

В пункте 6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) дается определение проверки как совокупности мероприятий по контролю, проводимых уполномоченным органом для оценки соответствия осуществляемой юрлицом деятельности обязательным требованиям. Иначе говоря, проверка проводится с целью выявления возможных нарушений действующего законодательства при наличии на то законных оснований.

Проверки могут быть документарными и выездными. В первом случае оцениваются сведения, содержащиеся в документах организации.

При этом госинспекторы делают запрос, соответствующий цели проверки (в данном случае контроль за соблюдением требований по охране труда), в ответ получают необходимую документацию и фактически не посещают проверяемое учреждение.

Однако, если после рассмотрения представленных документов проверяющий выявит признаки нарушений, скорее всего, последует второй тип проверки — выездная. Здесь факт соблюдения обязательных требований законодательства подвергается контролю уже по месту фактического осуществления деятельности организации-работодателя.

Виды мероприятий по контролю

Подавляющее большинство проверок носит плановый характер. Эти мероприятия проводятся на основании ежегодных планов, составляемых Генеральной прокуратурой РФ. Информацию о них можно найти, в частности, на официальных сайтах контролирующих органов.

Плановые проверки осуществляются один раз в три года. Однако согласно ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ в отношении юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в сфере здравоохранения, образования, а также социальной сфере, такого рода проверки могут проводиться два и более раза в три года.

Кроме того, проверки могут быть комплексными — в этом случае организацию посетят два инспектора. Один проверит внутреннюю документацию учреждения, а другой — соблюдение требований по охране труда (соответствие условий работы нормам законодательства).

Плановые проверки также могут быть целевыми: инспектор исследует документы по определенной «тематике» (например, все, что касается зарплаты).

Примечание. Нарушения выявляются трудовыми инспекторами в 99% случаев. Проверяющие выносят предписание об устранении несоответствий и после истечения определенного срока повторно приходят в организацию, чтобы проверить полноту устранения нарушений.

Однако иногда проверки имеют внеплановый характер.

Они возможны, если, во-первых, инспектор выдал предписание об устранении выявленного нарушения и после истечения определенного срока повторно пришел в организацию, чтобы проверить исполнение предписания.

Во-вторых, внеплановое мероприятие может быть организовано, если в органы госконтроля поступили обращения, заявления физических или юридических лиц, информация из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Однако подобная проверка может быть проведена только после согласования с прокуратурой.

В-третьих, проверка может быть вызвана произошедшим в организации несчастным случаем. Врачи обязаны известить о нем милицию, а та, в свою очередь, — инспекцию труда и прокуратуру.

В-четвертых, инспектор обязательно появится с внеплановым визитом, если это инициировали другие госорганы (например, прокуратура) или непосредственно работники организации. От последних в инспекцию поступает более десяти тысяч жалоб в год. Обратите внимание, что здесь имеется один нюанс: если лицо, обратившееся в трудовую инспекцию, не было установлено, проверка не состоится (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Пришел инспектор

О своем приходе инспектор обязан сообщить за три рабочих дня. Как любое официальное лицо, проверяющий должен иметь при себе определенный перечень документов. При визите он предъявляет служебное удостоверение и распоряжение (приказ, предписание), заверенное оригинальной печатью и подписанное руководителем региональной инспекции труда (его заместителем). В распоряжении указывается, кто направлен для проверки, какого числа и в какую организацию, а также называются цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения. Согласно ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ ни документарная, ни выездная проверка не могут длиться более 20 рабочих дней.

После завершения контрольно-надзорного мероприятия составляется акт в двух экземплярах — по одному для каждой из сторон. В нем указывается, какие документы были затребованы, какие нарушения выявлены. К акту, как правило, прилагаются протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение требований, а также другие документы, связанные с проверкой. Акт составляется даже в случае, когда в ходе мероприятия нарушения не выявлены.

Если нарушения все-таки имеются (а в 99% случаев так и бывает), инспектор выносит предписание об их устранении. В данном документе указываются обнаруженные недостатки и сроки, за которые их необходимо устранить.

После того как учреждение проведет «работу над ошибками», оно должно сообщить об устранении нарушений в трудовую инспекцию. Ответственным сотрудникам проверяемой организации нужно отправить письменный отчет о проделанной работе и приложить к нему подтверждающие документы. Но обычно инспектор приходит с визитом еще раз и лично убеждается в результатах устранения.

Существует и еще один важный момент. В части 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ прописана обязанность юридического лица вести журнал учета проверок, в который проверяющие должны вносить запись о проведенном мероприятии. Согласно ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ запись должна содержать сведения о наименовании органа контроля, датах начала и окончания проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях. Кроме того, в записи указываются фамилии, имена, отчества, должности проверяющих и их подписи.

Предмет проверки

Трудовая инспекция действует в двух направлениях: проверяет документы, касающиеся трудовых отношений (кадровые документы), и внутренние нормативные акты, связанные с охраной труда.

Среди запрашиваемой инспекторами информации в первую очередь фигурируют учредительные документы, трудовые договоры с работниками и локальные нормативные акты, принятые в организации. К последним относятся правила внутреннего трудового распорядка, приказы (распоряжения) о приеме, перемещении, увольнении работников, должностные инструкции и прочие документы, регламентирующие трудовые вопросы.

Читайте также  Документы для проверки ростехнадзора по электробезопасности

https://www.youtube.com/watch?v=lMzo_a6SDDQ

Очень часто инспекторы находят нарушения в оформлении локальных документов. Например, в приказе, подписанном директором организации, не указано: работник принят на основную работу или на работу по совместительству? С какого числа сотрудник обязан приступить к выполнению должностных обязанностей или с какого числа уволен? Подчас работодатели забывают ознакомить сотрудников под расписку с тем или иным приказом, инструкцией. В штатном расписании, составленном не по форме, нередко отсутствует указание окладов, количества штатных единиц по должности или даже часть должностей.

Трудовые договоры с работниками проверяющие изучают особенно внимательно (требования к оформлению данного документа подробно изложены в ст. 57 ТК РФ). Отсутствие трудового договора является серьезным нарушением трудового законодательства.

Также инспекторы оценивают правильность учета и ведения трудовых книжек, проверяют соответствие записей в них приказам о приеме на работу в учреждение или о переводе на другую работу. Здесь важно помнить: трудовую книжку нельзя выдавать на руки работнику, даже получив от него расписку в получении. Отсутствие трудовой книжки у работодателя является основанием для наложения штрафа (ст. 5.27 КоАП РФ).

Предметом проверки часто становится факт прохождения руководителями и специалистами организации обязательного обучения по охране труда и знание требований охраны труда. Предметом внимания инспекторов является и наличие необходимых для работников инструкций по охране труда (по профессиям и видам работ), обеспечение их сертифицированными средствами индивидуальной защиты, порядок осуществления надзора и контроля за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией зданий и сооружений, эксплуатацией электроустановок, автомобильного транспорта и прочего оборудования.

Кроме того, государственный инспектор труда может проверить фактическое соблюдение норм охраны труда. В частности, как обустроены рабочие места, правильно ли организовано освещение, безопасно ли расположены компьютеры, имеются ли паспорта на оборудование, какие проводились инструментальные замеры. Проверяющий даже может поговорить с рядовыми сотрудниками учреждения, чтобы уточнить у них, проводился ли инструктаж, соблюдается ли техника безопасности.

Обратите внимание, что требовать от учреждения представления документов, которые не относятся к предмету проверки, и изымать их оригиналы инспекторы не вправе (ч. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).

Меры ответственности

По статьям 5.27-5.34 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда, непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров, и др.) должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 1 000 до 5 000 руб.

В то же время на организацию как юридическое лицо может быть наложен штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. Возможно и более суровое наказание в виде приостановления деятельности организации на срок до 90 суток. В Уголовном кодексе также предусмотрены меры ответственности за невыполнение требований охраны труда: согласно ст.

 143 виновный может лишиться свободы на срок до трех лет в зависимости от ситуации.

Приведем пример нарушений, выявленных в учреждении в результате проверки, а также наказаний, которые могут за этим последовать.

В организации была проведена проверка на соответствие требованиям трудового законодательства и правилам охраны труда, и инспекторы выявили многочисленные нарушения:

— непрохождение специалистами организации, ответственными за эту сферу, обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда;— отсутствие разработанных и утвержденных инструкций по охране труда для работников в зависимости от их профессий и видов работ;— нарушение порядка ведения личных карточек (унифицированная форма Т-2);— отсутствие правил внутреннего трудового распорядка;— необоснованное привлечение работников к сверхурочным работам и работам в выходные дни, ненадлежащая оплата этих работ;— неустановление режима рабочего времени и времени отдыха, отсутствие графиков сменности.

Учреждению было выдано предписание устранить нарушения. Однако через два месяца, когда инспекторы труда пришли с повторной проверкой, предписание было исполнено не полностью. В соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ инспекторы наложили на организацию административное взыскание в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Впрочем, решения трудовых инспекторов могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке. Обязанность доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании организациями-работодателями в порядке, установленном законодательством РФ, лежит на государственных инспекторах труда (ч. 9 ст. 18 Закона N 294-ФЗ).

Заключение

Обозначим еще один важный момент. Подписание акта проверки руководителем учреждения еще не означает, что он согласен с содержанием документа, а свидетельствует лишь о том, что работодатель ознакомлен с данным актом. В соответствии с ч. 12 ст.

 16 Закона N 294-ФЗ при несогласии с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, учреждение в течение 15 дней может представить в соответствующий орган контроля свои письменные возражения, приложив к ним подтверждающие документы.
Кроме того, при грубых нарушениях в процедуре проведения проверки организация вправе рассчитывать на отмену наложенных взысканий.

На основании ее заявления результаты таких проверок подлежат отмене вышестоящим органом контроля или судом (ч. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). В частности, к грубым нарушениям относятся ненадлежащее уведомление о предстоящем мероприятии, отсутствие оснований для проверки, нарушение сроков и времени ее проведения, процедуры оформления.

Все изложенное в настоящей статье касается любого юридического лица, в том числе и автономных учреждений. От знания и правильного толкования норм Закона N 294-ФЗ во многом зависит, сможет ли руководитель АУ грамотно подготовиться к предстоящей проверке, а в случае необходимости — обжаловать неправомерные действия проверяющих органов.

С.И. Гурин,
директор ООО «Центр социально-экономических технологий»

«Руководитель автономного учреждения», N 2, февраль 2011 г.

Источник: http://garant-vlad.ru/articles/as210311/